Стиль модерн (ар-нуво, арт-нуво, от фр. moderne — современный и l’art nouveau – новое искусство) - популярное направление в искусстве, архитектуре и дизайне, которое появилось в конце 19-го - начале 20-го века. Модерном стиль назывался в России и Великобритании, в Бельгии и Франции его называли "ар-нуво", в Италии - "либерти", в Германии - "югендштиль", в США - "стиль Тиффани".
Главной идеей модерна была идея сотворения прекрасного, которого так мало в окружающем мире, преобразование жизни эстетическими средствами, "исцеление жизни красотой". Манифест модернистов - соединить профессиональное художественное творчество и производство бытовых изделий - вызвал переворот в прикладном искусстве.
Это был своеобразный ответ на эклектику - смешение классических стилей, популярных в предыдущие столетия. Простота, пластическая выразительность, изящество сменили пафос и консервативность неоклассицизма и ампира. Все элементы кажутся как бы природными, естественными, а не сделанными и придуманными человеком. Несмотря на свой космополитизм, стиль имел и некоторые характерные черты: культ линии, подчеркнутый растительный мотив, линейный декор и строгая композиция со сложной символикой. Для стиля свойственен отказ от симметрии, прямых линий и четкой геометрии, доминировавшей в классицизме, на смену им пришли волнообразно изогнутые линии, многоуровневость и ассиметрия.
На основе изогнутых линий основывалась и концепция непрерывного «перетекающего» пространства, которая обусловила целостность и органичность «нового стиля».
В стиле модерн сочеталась функциональность и декоративность. Декор в модерне - ненавязчивое вкрапление стилизованных растительных орнаментов, гибкие текучие формы, превращавшиео металлические конструкции в причудливые заросли фантастических цветов. Cтиль пропагандировал отказ от прямых углов, новизну, экспериментальность и оригинальность, уход от монументальности в сторону "природных", плавных и мягких, подвижных, как растительный орнамент, линий и элементов, схожих с позднеготическими формами и японской живописью. Линии часто напоминают танцующие арабески, проникнутые жизненной силой растений. Знаменитый символ модернизма – ирисы, лилии, водоросли. Характерные приметы стиля - «треугольная роза», вышитая на подушках и шторах, образы грациозных женщин с длинными, струящимися волосами. Прекрасно поддавались стилизации насекомые и птицы – стрекозы и бабочки, павлины и ласточки.
Особое внимание уделяется колористическому решению. Главные цвета: чёрный, зелёный и голубой. Тема воды гармонирует с золотом и серебром (вода блестит на солнце). Для золота подойдут цвета болота - коричневый (почти черный), теплые темно- и светло-зеленый. Это сочетание может дополнять синева хвоста павлина (электрик). Для серебра - цвета тумана (серебристо-лиловый, розоватый, голубой, сероватый и черный).
Модерну присуще максимальное выявление своеобразия качества и возможностей материала, гармоничного сочетания самых различные материалов и способов декорирования – это и металл и камень, дерево и стекло, обои разной текстуры и роспись, витраж и зеркала.
Стиль поощрял развитие прикладного искусства, в архитектуре часто использовались созданные в том же стиле интерьеры, мебель, витражи, керамика. Причудливо изогнутые линии декора зрительно сливались с элементами строительной конструкции. В помещении затушеваны и округлены даже прямые углы комнат, стиль запрещал использовать мебель с грубыми острыми краями, мебель должна быть обтекаемых, полукруглых форм. В декоре фасадов и интерьеров применяются узорная керамическая облицовка, кованое гнутое железо с растительными переплетениями в декоративных решетках и перилах лестниц.
Окна и двери украшены растительными арками и орнаментом. Овальные окна задрапированы тканью в тон стен, ламбрекен сложной формы повторяет рисунок на ткани. Специальная технология обработки стекла придает окнам эффект мерцающего льда, что соответствует "загадочному" духу модерна. Волнистая линия - и в оформлении окон: шторы были не ровными по краям, а волнистыми, срезанными на угол. Текстиль захватывает область всей стены, на которой расположено окно. Шторы до пола, оформленные богатой драпировкой.
Витражи с абстрактным пластичным рисунком сложных цветовых тонов и оттенков - и в интерьерах в качестве межкомнатных перегородок, в проемах дверей. В технике витража выполнялись даже абажуры светильников.
Изогнутые пластичные формы рисунка на наборном паркете из благородного дерева, витые лестницы с кованой решеткой перил и сложным переплетением "вьющихся растений" из металла. Стены отделаны деревянными панелями, обтянуты тканью с растительным рисунком или оклеены обоями, межкомнатные перегородки в виде окон с витражами. Резные двери со вставками из стекла и бронзы.
Добротная мебель из массива древесины с декором из бронзы. В столовой круглый стол и удобные кресла с гнутыми спинками. Кресла, мягкие диваны, обтянутые полосатым шелком с деревянными подлокотниками и гнутыми резными ножками, скульптуры из мрамора и бронзы. На стенах зеркала - в деревянных, сложной, искривленной формы, рамах.
В гостиной хрустальная люстра со множеством "свечей" или лепной плафон в центре потолка, настольные и настенные cветильники из матового стекла с декоративными деталями из резного дуба, создают уютный рассеянный и приглушенный свет.
Стиль интересен тем, что вполне рациональная идея гармонии функции, конструкции и внешней формы сочетается в нем с фантастичностью, причудливостью, даже мистичностью. Интерьеры в стиле модерн хорошо вписываются в пространства современных квартир, магазинов, ресторанов и частных особняков - стилю присущи стремление к упрощению и рационализации без ущерба изяществу, природная декоративность в сочетании с отменным вкусом и чувством меры.