Поп-арт - вчера и сегодня

Карта энциклопедии

Поп-арт (поп арт; англ. pop-art, сокр. от popular art — отрывистый удар, хлопок, популярное, общедоступное искусство) — направление в искусстве 1950-х годов, зародившееся в Англии и получившее массовую популярность в 60-е годы XX века в Америке. Направление, самым известным представителем которого считается Энди Уорхол, возникло как реакция на современную им массовую культуру общества потребления и абстрактный экспрессионизм, который сторонники поп-арта считали слишком сложным и элитарным.



Поп-арт открыто отрицал модерн и его ценности. Отличительная черта стиля - в ранг произведения искусства возведены обычные, бытовые предметы из окружающего мира, изображения комиксов, знаменитостей, логотипы известных брендов - и все это смешано ярким колоритом и причудливой формой. Основной упор делался на разнообразие, веселье и недолговечные, одноразовые вещи, дешевизну и массовое потребление.

Дизайнеры занялись производством вещей, которые потребитель желал, а не тех, в которых он нуждался. Основными темами поп-арта были СМИ и реклама, а объектами - образы массовой культуры, отражающие дух эпохи. Яркий, вызывающий и провокационный, стиль привлекает неординарных личностей.



Самые известные произведения поп-арт стиля: коллажи Роберта Раушенберга - сочетание масляной краски и вырезок из газет и рекламных изданий; белый унитаз, который Марсель Дюшан представил на выставке, объявив его "готовым объектом"; картинки комиксов больших размеров Роя Лихтенштейна, которые воспринимались как абстракция; гигантские пирожные Класа Ольденбурга из окрашенного гипса, а также куски торта и гамбургеры размером с машину, сшитые из парусины и плюша; гипсовые фигуры людей среди настоящей мебели художника Джорджа Сигела; "тридцать лучше, чем одна" Энди Уорхола (на одной черно-белой шелкографии было размещено 30 репродукций Джоконды); прием копирования применялся при изображении знаменитостей (Мэрлин Монро и др.), предметов и продуктов (банка супа, банкноты долларов, бутылки кока-колы); работы Джаспера Джонса, Джеймса Розенквиста.

Поп-дизайн был неотделимо связан с американской мечтой потребительского мировоззрения, которая в начале 60-х овладела Западом. Это был прорыв в философии промышленного производства и дизайна. Поп-дизайн с его яркими цветами, смелыми формами, дешевыми товарами был стилем для молодых. Самыми популярными материалами для поп-дизайнеров стали различные виды пластиков, которые привлекали низкой ценой и разнообразием цветов.



Основные идеи поп-арта были взяты на вооружение промышленных и интерьерных дизайнеров, художников и декораторов. В интерьере - мебель в виде женских тел, персонажей из фильмов, предметов быта. Предметы интерьера стали делать в виде образа, заимствованного из повседневной жизни или с экрана телевизора (светящаяся посуда, яркие коврики, пластмассовые стулья).

Излюбленный прием дизайнеров при работе над интерьером и мебелью в стиле поп-арт - копирование объекта, изменение его масштабов и пропорций, игра с цветом и количеством. Поп-арт был создан, чтобы удивлять. Здесь все экспрессивно, контрастно, ярко. Цветовая гамма отличается от прообраза реального предмета, она яркая, сочная, неоновая. Излюбленная техника - коллаж, трафарет и копирование, как для акцента (постеры и картины), так и для фона (настенная плитка, ковры с растиражированным рисунком). Чрезмерности в поп-арте не бывает - здесь допустимо смешение различных цветов и фактур, использование ярких (вплоть до кислотных), насыщенных цветов, броские формы, энергетика, взрыв эмоций. Основной цвет интерьера - белый или пастельные тона, в дополнение - сочетания из нескольких ярких цветов. Цвета контрастируют и противопоставляются, реже - дополняют друг друга. Сочетание несочетаемого - в духе поп-арта.



Основные материалы: синтетика, пластмасса, бумага, металл. Для мебели свойственны абстрактный рисунок, кричащая расцветка, глянцевые поверхности и пластик.

В интерьерах минимум мебели и встроенные шкафы, скрывающие излишки предметов. Стены могут быть различных цветов, равно как и текстиль. Текстиль яркий и пестрый, подобранный в основной цветовой гамме. Стилизованные пластиковые аксессуары: часы, рамки для фотографий, статуэтки, вазы, светильни и подсвечники, окрашенные кожаные и яркие металлические (хромированные) детали в интерьере. В качестве декора можно использовать любое проявление современной поп-культуры - от объектов современного искусства (фотографические, рисованные изображения больших размеров; картины) до самодельных панно из подставок для пива. В этом смысле поп-арт можно назвать недорогим стилем, он подойдет любителям «hand made». При этом важно выдержать грань между креативом и свалкой вещей.



Одно из решений поп-арт: одна из стен светлая, еще две – контрастных ярких цветов, четвертая выполнена в технике многократно повторяющегося мелкого узора. Стилю поп-арт свойственен психоделический эффект, которого можно достичь, используя обои с эффектом оптической иллюзии, исчезающим и появляющимся рисунком, также картинами и рисунками.

Поп-арт рождался в нью-йоркских лофтах и мастерских богемы, для его воплощения нужны просторные помещения. В противном случае можно сосредоточиться на деталях, стилизовать интерьер под желаемый образ. В поп-арт не соблюдаются «законы» потолка, пола и стенок, они могут плавно переходить друг в друга, границы их «размываются» зрительными решениями.



Потолок может быть разноуровневым, с подсветкой разных цветов. В случае одноуровневого потолка предпочтительней глянцевые покрытия. Для пола можно выбрать как напольные покрытия спокойной цветовой гаммы, сделав акцент на интерьер, либо использовать ковролин насыщенного цвета или керамику с хаотичным броским рисунком.

Для мебели характерны пологие, округлые формы, несколько необычные – в стиле «ретро-футуризма», яркие цвета, типичные для 60-х диваны и кресла округлых форм, пуфы и небольшие столики, яркий пластик. На мебели уместны орнаменты, рисунки из комиксов и граффити.

Поп-арт в дизайне интерьера выглядит достаточно экспрессивно и необычно, и чаще используется при оформлении клубов, магазинов, молодежных кафе, салонов красоты и центров досуга. Яркие образы, формы, броские краски, смелые сочетания и нестандартные решения притягивают глаз, концентрируют на себе внимание, создая атмосферу праздника.



© Статья написана специально для компании ВИРА. При полном или частичном использовании материалов активная ссылка на www.eremont.ru обязательна. Авторство подтверждено для Яндекса и Google.

Обсуждение публикации

*

«*» поля обязательны для заполнения