Баухаус - стиль вне времени

Карта энциклопедии

Баухаус и сегодня является символом смелых и функциональных разработок в искусстве, архитектуре и дизайне. Многое из того, что кажется нам самим собой разумеющимся в нашем окружении, является следствием революционных идей основателей Баухауса. Сейчас уже мало кто знает, что дизайн многих давно знакомых нам предметов мебели – кресел, стульев, встроенных шкафов, столиков из металла и стекла, родом из стиля баухаус (bauhaus, нем. – «строительство домов»). Это дизайнерское направление (и школу Bauhaus), время расцвета которого пришлось на 1919-1928 гг., основал архитектор Вальтер Гропиус из немецкого Веймара. Стиль немецкого авангарда стал одним из наиболее влиятельных течений в современной архитектуре и современном дизайне.



Движение развивалось параллельно с русским конструктивизмом и имело с ним много общего. Среди преподавателей школы были такие известные художники-экспрессионисты, как Василий Кандинский и Пауль Клее. В Баухаузе проповедовали культ геометрических форм и функциональности. В дизайне приветствовалось смешение различных приемов и техник.

Изделия Bauhaus должны были открыть новую эру в оформлении жилища, в которую сам Гропиус внес вклад, построив образцовый дом с плоской крышей. Оснащение дома полами из линолеума, мебельными стенками и мебелью из металлических трубок было шокирующе простым и функциональным. «Развенчание буржуазной роскоши» было программной целью пионеров Баухауса. Из предметов быта путем «устранения всего ненужного» возникали типичные модели интерьера. Так был дан старт промышленному серийному производству.



Работы Bauhaus несли на себе ощутимый отпечаток искусства 20-х годов с характерным для того времени увлечением кубизмом, разложением общей формы предмета на составляющие ее геометрические формы. Образцы, выполненные в стенах школы, отличает энергичный ритм линий и пятен, чистый геометризм предметов из дерева и металла.

Стиль баухаус исходит из идеи о том, что в пространстве все должно быть простым, современным и функциональным. Основную задачу направления его создатели видели в повышении качества промышленных изделий, которые должны обладать привлекательным внешним видом, доступной ценой и быть максимально удобными в использовании. Провозглашенная идея синтеза искусства и техники стала основной концепцией деятельности стиля. При создании предметов в стиле баухаус соблюдаются принципы рационального использования материалов.



В цветовой палитре стиля баухаус преобладают белые, бежевые, серые и чёрные тона. Большую роль имеет цветовая гамма, в которую выкрашены стены: красный – приближает; голубой – отдаляет; в светлой комнате звуки громче, чем в темной. Светлые предметы кажутся легче, чем темные. При этом холодность традиционных материалов – стекла и металла – смягчает теплота дерева, фактура кожи и декоративные органичные элементы.

Основные мотивы:
- геометрические: прямоугольник, квадрат, вытянутый прямоугольник, круг;
- пространственные: асимметричные формы, вытянутые линии, диагонали.

Основные особенности стиля - это обилие света, высокие потолки, дизайн в горизонтальной плоскости. Единственно вертикальный элемент - это узкое окно, освещающие лестничные пролеты.



Украшение интерьеров минимальное, поверхности – гладкие монохромные. Стены и потолок интерьеров в стиле баухаус отделаны штукатуркой, для оформления стен могут использоваться обои. На долю обоев, созданных в мастерской настенной живописи школы, выпал наибольший коммерческий успех. Вместо цветочков были использованы рисунки, напоминающие структуру ткани с геометрическим орнаментом. Преимущество этих обоев заключалось в том, что рисунок был мелкий и нерегулярный, что позволяло легко подгонять полосы при оклейке стен. Маленькие помещения благодаря такому рисунку казались более просторными.

Сегодня обои для стен в стиле Bauhaus – это всегда оригинальный, аккуратно и графически точно построенный образец техники рисунка, выявляющий очаровывающие кинетические эффекты, подчеркивающие утонченность стиля. Аморфные формы на обоях для стен в стиле Bauhaus помогают создать необходимые контрасты, подчеркивают воздействие цветов и привносят несравнимый колорит в дизайн интерьера.



Модные в наши дни разноуровневые потолки также предложил стиль баухаус, несколько опуская их в спальне и приподнимая в гостиной. В качестве материала для пола применяется линолеум.

Напряженные поиски новых конструктивных решений, зачастую неожиданных и смелых, особенно характерны были в мебельном производстве. Сторонники Баухауса старались ввести в обиход недорогую многофункциональную мебель для человека со скромными доходами. Мебель характеризуется лаконичными, четкими геометрическими формами, отсутствием орнаментации, что придает изделиям удобство, простоту и совершенство. В конструкции стульев и кресел используется принцип пересечения плоскостей и, как правило, они не имеют ручек. Баухаус впервые начал применять в дизайне предметов мебели металл. Эргономичные и эстетичные стулья из стальных трубок Марселя Брюера или Людвига Миса ван дер Роэ с изогнутыми рамками в виде буквы Х, полосками из хромированной стали, кожаными подушками и брезентом на сиденье и спинке считаются «классикой модерна». Брюер видел в своей мебели «аппараты сегодняшней жизни», которые должны быть гигиеничными, недорогими и разборными. Сегодня этот абсолютно новый для того времени тип мебели - неотъемлемая часть многих офисных и домашних интерьеров.



Появляется мебель нового типа – трансформируемая, складная - столы, убирающиеся один в другой, сборно-разборные табуретки. Столы Джозефа Альберса, которые помещаются друг в друга, со столешницами из цветного стекла — это и простота, и функциональность, и легко узнаваемые чистые цвета. Эти и другие разработки Баухауса в области мебели взрывали привычные рамки техники и эстетики.

Стиль привнес огромное количество инноваций: от модульной мебели и до абстрактных рисунков ковров. Создатели стиля исповедовали принцип функциональности, стремясь максимально эффективно использовать пространство. Поэтому естественным элементом интерьера стали встроенные шкафы, обладающие большой емкостью и позволяющие делать помещение более просторным. Рабочее место на кухне также оказалось под пристальным вниманием дизайнеров.



Новые модели характеризовались недорогими материалами и современной эстетикой. Для детской комнаты Альма Зидхоф-Бушер разработала столы для пеленания и кроватки, а для жилой комнаты Йозеф Альберс – встроенные шкафы и столы из стекла, впервые соединив стекло и металл.

Баухаус был настоящей фабрикой идей. Марианна Брандт первой сделала решительный шаг в сторону промышленности, разработав свои светильники. Успешной разработкой «массового товара» стали обои, которые имели нейтральный рисунок и могли наклеиваться без особых усилий и подготовки.

Аксессуары в стиле баухаус просты и функциональны: семейная фотография на стене, ваза для цветов, небольшая статуэтка. Лучший аксессуар для подобного помещения - добротная бытовая техника и продуманная система освещения, использование светильников для создания функциональных рабочих зон.



Целостность, практичность и отсутствие вычурности - показатели стиля Bauhaus, делающие его выдающимся. Лозунг Bauhaus – действующий функционализм. Разработки и прототипы Баухауса и сегодня выглядит потрясающе современными, объектами вдохновения современных дизайнеров. Гармония искусства, архитектуры, ремесла и философии в сочетании с рациональностью повседневной жизни остается уникальным явлением. Идея, что функциональность определяет стиль изделия, является фундаментом современного промышленного дизайна. Главный принцип: «Красота не живет без пользы».

Баухаус идеально подходит любителям простоты, удобства и функциональности. При внешней незамысловатости решений стиль позволяет создать комфортный интерьер, где каждому предмету отведены свое место и роль.

Материалы по теме
Вечно модный ар-деко
Ампир в интерьере


© Статья написана специально для компании ВИРА. При полном или частичном использовании материалов активная ссылка на www.eremont.ru обязательна. Авторство подтверждено для Яндекса и Google.

Обсуждение публикации

*

«*» поля обязательны для заполнения