Витраж способен преобразить интерьер, сделать его уютней или строже, насытить красками, стать частью пейзажа за окном и поднять настроение даже в пасмурный день. Витраж притягивает взгляд, оживает на свету, играя всей цветовой палитрой.
Витраж (фр. vitrage - остекление) - картины из кусочков цветного стекла, сквозь которые проходит свет. Древнее искусство витража сегодня снова входит в моду. Композиции из стекла в руках мастеров, удачно вписанные в интерьер, способны стать настоящим произведением искусства. Солнечный свет, проходя через цветные витражи, преображает дом, делая интерьер изысканным и нескучным. Витраж может выглядеть совершенно по-разному, в зависимости от времени суток, яркости и направления освещения. Когда витраж пронизывает свет, он как будто оживает, при этом на свету он сохраняет интенсивность цвета. В технике витража может быть выполнен и потолочный плафон, абажуры для светильников, декоративное панно на стене, оконные или дверные проемы. Витраж позволяет визуально раздвинуть пространство, создать ощущение глубины и дополнительного объема.
Стекло, из которого делают витражи, может быть тонким (2 мм) и толстым (6-10 мм), различаться по цвету и фактуре. Ограненное стекло или фацет выглядит как вставленный в оправу драгоценный камень, дутое - заполнено внутри воздушными пузырьками, создающими игру света. Используют в производстве и горный хрусталь, росписи с обжигом, литые элементы. При изготовлении витражей мастера тщательно подбирают стекло по плотности, фактуре, светопроницаемости. Именно стекло позволяет добиться искрящегося, мерцающего эффекта, легкости и прозрачности или напротив, густой матовой поверхности.
Технологии изготовления витражей изменились со временем незначительно, менялись главным образом лишь рисунок, цветовая гамма и область применения витражей.
Витражи, выполненные в классической наборной технике, отличаются особой прочностью и долговечностью, сходной с прочностью триплекса, недаром они и поныне украшают средневековые храмы Западной Европы. Приступая к изготовлению витража, мастер делал эскиз, затем рисунок на картоне в натуральную величину, с прорисовкой размеров и цветов. Как правило, это был геометрический рисунок, а стекла - небольшими по размеру. Стекла нарезали и вставляли в свинцовый или латунный профиль, придвигали вплотную и спаивали с двух сторон витража. По периметру витраж имел боковую латунную протяжку и облуживался. Свинцовый профиль патинировали, и смонтированный витраж мерцал как бронза.
Сегодня, кроме классической технологии, мастера активно используют технику "Тиффани", разработанную ее создателем для производства плафонов ламп из кусочков цветного стекла. Стекла витражей оборачиваются по периметру лентой самоклеящейся медной фольги и элементы спаивают. Техника хорошо подходит для рисунка с мелкими деталями и соединения небольших кусочков стекла по изогнутым линиям. Витраж с тонкой протяжкой получается легким и жестким, ему можно придавать объемные формы. Чаще всего такие витражи используются для потолочных плафонов.
Бесшовные технологии позволяют создавать витражи без применения металлических протяжек и спайки. Фрагменты склеивают и спекают в печи при высокой температуре.
При изготовлении витражей техникой "фьюзинга" (англ. fusing - спекание) на рисунок, выполненный на стекле, размещают несколько кусочков цветного стекла и шихты и помещают в печь, раскаленную до 850 град. С.
При применении технологии "кастинга" расплавленное стекло заливают в металлические формы, придающие фрагментам витража нужные силуэт и объем. Когда формы вынимают из печи, на неостывшее стекло наносят оригинальный рельеф.
При травлении рельеф на стекло наносится при помощи пескоструйной техники, расписывается силикатными красками и обжигается в печи при температуре более 800 град С. Затем изделие протравливается плавиковой кислотой. Техника позволяет добиться рельефности и плавных переходов цвета, изделия отличаются дешевизной. Серьезным недостатком, ограничивающим применение травления, является вредность для здоровья мастера.
Вот почему в начале 20 века на смену травлению пришла техника декорирования методом пескоструйной обработки. При помощи пескоструйной техники на стекло толщиной не менее 5 мм в несколько слоев наносится стилизованный орнамент. Витраж с таким рисунком, не перегруженный цветом, особенно хорошо смотрится в классических и минималистских интерьерах.
Мастера-визажисты, как правило, владеют всеми техниками и искусно сочетают их в своих изделиях. Фьюзинг сочетается с "Тиффани", кастингом и пескоструйной технологией, в классические витражи включаются фрагменты, выполненные в других техниках.