Фанерный вопрос

Карта энциклопедии

Фанера - легкий, прочный, простой в обработке материал, которому не страшны перепады температуры, не теряющий формы со временем. Эти качества фанеры привели к тому, что без нее не обходится ни одна стройка, используют ее и при проведении отделочных работ.

Листовой материал состоит из нескольких слоев шпона дерева, склеенных между собой. Поверхность может обрабатываться разными способами - ламинированием, покрытием шпоном, красками и лаками. Фанера может отличаться степенью водостойкости, породой древесины, толщиной, конструкцией листа, классом эмиссии, обработкой поверхности, сортом и сферой применения.

Для изготовления фанеры применяются лиственные и хвойные породы, наиболее распространены береза, сосна и осина. Березовая фанера благодаря прочности получила большое применение в строительстве, вагоно- и автомобилестроении, производстве упаковки. Хвойная фанера производится в основном из сосны, имеет небольшой вес, устойчива к гниению и заражению грибками. Применяется в домостроении (особенно при наружных работах), мебельном производстве, оформлении интерьера и экстерьера. Комбинированная (изготовленная из разных пород) фанера экономична, чаще всего применяется в деревянном домостроении как обшивной материал.

По степени водостойкости клеевого соединения фанеру делят на четыре класса: повышенной водостойкости ФСФ (для наружных работ), средней водостойкости ФК (для применения внутри помещений), бакелизированную ФБ (используется в самолето- и судостроении) и ламинированная ФОФ. Степень устойчивости клеевого соединения к прямому попаданию влаги обеспечивается путем применения разных клеев при производстве. Ламинированная и бакелизированная фанера устойчива к влаге и деформациям и применяется для многоразовой опалубки.

Сорт фанеры зависит от внешнего вида (сортов шпона) наружных слоев: чем выше качество шпона, меньше дефектов и сучков, тем выше сорт. Фанера третьего и четвертого сортов (с сучками и червоточинками) идет на изготовление тары, упаковки, конструкций, скрытых от внешнего обзора. Из фанеры первого сорта делаются ламинированные листы, которые используются для рекламных конструкций, в автомобиле- и вагоностроении, производстве мебели, внутренней отделке помещений.

В зависимости от степени механической обработки поверхности фанера может быть нешлифованная (НШ), шлифованная с одной стороны (Ш1) и шлифованная с двух сторон (Ш2). Для шлифованной фанеры указывается класс эмиссии свободного формальдегида Е1 и Е2. Класс Е1 означает, что содержание формальдегида не более 10 мг на 100 грамм сухой фанеры; Е2 - от 20 до 30 мг. Фанеру с эмиссией Е1 можно применять как для наружных, так и для внутренних работ: такое содержание формальдегида безопасно для человека. Нешлифованную фанеру третьего и четвертого классов рекомендуется использовать только под твердое напольное покрытие (ламинат). Если поверх фанеры планируется укладывать линолеум или ковролин, нешлифованную поверхность придется шлифовать после того, как уложили на пол, чтобы выровнять поверхность.

Ламинированная фанера - березовая фанера, облицованная с одной или двух сторон пленочным покрытием - бумагой, пропитанной синтетическими смолами. Основные характеристики: влажность - не более 10%, плотность - 640-700 кг/куб.м. Виды: Гл/гл - гладкая с двух сторон, Гл/сет. - гладкая с одной стороны, перфорированная сетка с другой.

Ламинированная фанера обладает повышенной ударопрочностью, долговечностью, стойкостью к нагрузкам. Используется в строительстве для стеновой опалубки, опалубки перекрытий, колонн, фундамента, при строительстве мостов и тоннелей, для устройства нескользящего пола (сетчатая разновидность ламинированной фанеры), дверей и перегородок, заборов и ограждений, в отделке помещений в стеновых панелях, тепло- и звукоизолирующих панелей, межкомнатных дверях, мебели, стеллажах и пр.

Бакелизированная фанера состоит из нескольких перпендикулярно склеенных слоев шпона, пропитанных специальным бакелитовым лаком. Ему бакелизированная фанера обязана повышенной влаго- и износостойкостью, устойчивостью к агрессивным средам. Такая фанера оптимально подходит для судостроения, строительства в сложных условиях, изготовления спортивных снарядов, автомобильных подиумов и другиз конструкций, где требуется прочность и легкость. Материал широко используется при опалубке (благодаря большой длине сокращается число швов на бетоне). Прочностные характеристики позволяют фанере конкурировать с некоторыми видами легированной стали, при меньшем весе и более высокой коррозионной стойкости. Бакелизированная фанера используется для обшивки лодок, судов, яхт, плавучих домов и корабельных перегородок. Влажность бакелизированной фанеры зависит от толщины. При толщине 5-7 мм - 6%, 10-18 мм - 8%.

Стоимость фанеры зависит от марки, формата, размера и толщины листа, качества шпона и дефектов обработки. Производители предлагают листы от 4 до 30 мм, существует и более тонкая, авиационная фанера (2-3 мм). Типовые размеры фанеры - 1525х1525 мм, 1220х1525 мм, 1220х2440 мм, 1250х2500 мм, 1525х3050 мм.

Материалы по теме
Как производят ламинированную фанеру


© Статья написана специально для компании ВИРА. При полном или частичном использовании материалов активная ссылка на www.eremont.ru обязательна. Авторство подтверждено для Яндекса и Google.

Обсуждение публикации

*

«*» поля обязательны для заполнения